Есть такая страна, называется Беларусь. И есть в Беларуси область, которая называется Витебская. А на северо-западе этой области есть небольшой, уютный городок Браслав. Край этот, доложу я вам, все равно, что мини-Финляндия белорусская, посреди Европы. Хвойные леса, холмы, озера, а зимой — снег, снег и снег кругом. Лепота!
Есть еще одна вещь, которая роднит Браславские края со страной Суоми: обилие грунтовых дорог самого разного значения, прилично ухоженных, отглаженных грейдерами, а зимой — расчищаемых. И потому Браславщина — излюбленное место белорусских автомобилистов, спортсменов-раллистов для проведения тренировок и соревнований, гонок самого различного уровня. От местного чемпионата, до международных, вроде «Славянского кубка».
С просьбы раллистов помочь в разведке и прописке трассы все и началось:
— Денис! У нас первый этап чемпионата страны скоро, надо трассу под Браславом разведать-прописать. А снегу, вишь, накидало нормально, потому нужен внедорожник. Поможешь?
Отвечаю: — Рады старатца! 🙂
Дальше — все, как по писанному, как говорится. Кто в этом году пришел в ралли WRC из автомобильных брендов портфеля нашего Холдинга? Правильно! Volkswagen. Polo WRC.
Значит, к кому из коллег обратиться? Правильно! К коллегам из автоцентров «Атлант-М» Volkswagen.
А в какой из них — и бобру понятно. В «Атлант-М Сухарево». Сам директор его, Олег Танасевич, спортсмен-раллист, пилот. И штурман его Юрий Янковский, его же сотрудник.
Скоро не только сказка сказывается, но и дело делается. Если дело в «Атлант-М».
Обращаюсь в «Атлант-М Сухарево», и руководство быстро откликается, и дает «добро» на оказание поддержки спортсменам. Поедем на Volkswagen Touareg. Самая тема для выполнения разведки!
И вот, в понедельник, 14 января, мы и выдвигаемся в Браславские края, со товарищи.
Едем, значит,
Иван, спортивный обозреватель крупнейшей белорусской автомобильной газеты «Автобизнес», он же спортсмен-раллист, судья и тренер в Школе экстремального вождения,
Андрей, старший судейской бригады на грядущей гонке, и Александр, организатор и вдохновитель практически всех раллийных соревнований, которые только проходят на территории Беларуси.
Ехать нам не далеко, но и не шибко близко, учитывая снег-дорогу. А потому Саша с Андреем, которым работать вечером, и за руль не садиться, могут немножко побаловаться пивком. Что они с успехом и сделали. 🙂
В дороге Volkswagen Touareg — просто чудо! Тихо, комфортно, удобно. Режимы работы пневмоподвески работают очень четко. Sport — и стойки «зажались», наделяя машину острыми откликами на рулевое управление. Comfort — и плывешь над дорогой. Normal — идеально для большинства ситуаций. А уж расход топлива у этого не слабого, прямо скажем, трехлитрового турбодизельного аппарата — вообще полный оптимизм.
Город+трасса, да при -12 градусах, и 8.1 литра!
Вот так, наслаждаясь комфортом и всем прочим, мы и приехали в Браславские края. Время было не позднее, часов семь вечера, и потому, не откладывая, немедленно включились в работу.
Что требовалось сделать, в общих чертах:
— выяснить состояние участков грунтовых дорог, которые планируются под спец-участки (так называемые «боевые» участки, СУ), наметить размещение старта и финиша, «прописать» их, предварительно.
— разведать состояние дорог, которые будут служить «перегонами» между СУ. По «перегонам» спортсмены едут в обычном, дорожном режиме, соблюдая ПДД.
— спланировать маршрут гонки, состоящей из этих СУ и перегонов между ними
— решить, по каким СУ и «перегонам» пройти дополнительно грейдером перед гонкой
— определить, где будут зрительские зоны с т.зр. смотрибельности состязаний, а также безопасности
— прикинуть, сколько человек, и в каких местах потребуется для организации оцепления. Чтобы народ-зритель под колеса автомобилям, несущимся по грунтовке с очень некислыми скоростями, не полез.
В общем, хлопот предостаточно, я только самое важное перечислил. И на все это — вечер понедельника и день вторника. И потому — вперед!
Не заезжая в Браслав, мы поехали по окрестным грунтовкам. А природа-а-а-а…
Красота — просто неописуемая! А если ещё вспышку на фотоаппарате отключить, то
Полная живопИсь! Кстати, демонстрирующая превосходный свет фар Touareg. Отличный свет!
Александр вооружается навигатором, чтобы закладывать координаты пройденных отрезков, и мы продолжаем движение.
В целом, состояние дорог, как их на Браславщине чистят, и как они соответствуют заложенным в навигатор картам, нас порадовало. Но были и такие расклады:
Вышли на пешую разведку, и убедились: проезд завален и снегом, и грунтом, поднятым до заморозков. Потому ни с точки зрения ралли, ни с точки зрения сохранности нашего Volkswagen — не поехали дальше.
Дальше, накрутив немало километров и проделав немалую работу, мы поехали в Браслав, купили всяких макарон-тушенки, поселились в таком чудесном месте, туристском коттеджном поселке на окраине городка.
Тут и заночевали.
Утро началось вполне позитивно. Быстрый, но вполне себе завтрак, порядочная погода, штиль. Местный cat сказал нам «привет!» на своем кошачьем. 🙂
И мы, попрощавшись с хозяйкой и погрузившись в наш Volkswagen, тронулись в путь по браславским грунтовым дорогам.
Пару слов о местных трактористах.
Молодцы мужики! Этот взял, и уступил нам дорогу. А второй… Об этом ещё будет рассказ.
А вдоль дорожек местных, и через них гуляет весь тутошний животный мир! За 24 часа на Браславщине видели лосей, лисиц, зайцев, кабанов, а косуль…
Косуль мы видели в окрестностях больше, чем людей. 🙂
А мы едем, и работаем далее. И работа приводит нас сюды:
Простоквашино! Неужели то самое? 🙂 В ожидании того, что появятся Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин (у дяди Федора каникулы кончились, и он наверняка в городе, ага 🙂 ), мы устроили мини-фото-сессион.
Но герои любимого всеми мультика так и не появились. Жаль! Может, встретим их в другой раз? Нам же — продолжать работу.
Определившись с этим СУ, что к «Простоквашино» (на самом деле, истинное название этого поселка из одной избушки другое. Повесить надпись «Простоквашино» придумали местные остряки 🙂 ) Саша и Андрей определяют по карте возможный перегон к нему. И вперед! На карте дорога есть!
Хм… На карте, вроде, есть, а в реальности — не очень. Какая-то полевая тропинка, перепаханная вдобавок. Но для нас, на Volkswagen Touareg, это мелочи.
Систему управления режимами двигатель-трансмиссии — в Off Road.
Подвеску — вверх, в режим High, когда она поднимается на 6 см.
И поехали.
Ползем, раздвигая снег. Для Touareg — вполне проходимо. Колеи просматриваются, ощущаются. А значит можно ехать. И по планам руководителя нашей экспедиции, организатора гонки — нужно. Пусть эта дорога не годится для перегона, что очевидно, но дальше, буквально через пару километров по карте, мы выходим на большак, который тоже нужно «прописать».
Через полкилометра колеи выводят нас к капитальному железобетонному мосту. Все хорошо, только одна загвоздочка: мостом явно лет пять не пользовались.
Мы вышли и осмотрелись. Мост — цел! И Touareg с легкостью перекатывается через него.
А дальше дороги не стало вообще…
Поле, и точка! Наш Touareg, поднятый, на всякий случай в режим Extra High (еще +4 см), по-прежнему уверенно ползет по снегу и переваливается через пахоту, но поля опасны тем, что под снегом и льдом — неизвестно что.
И я предлагаю: Разворачиваться!
Потому что Первое правило ползания по бездорожью гласит: — «Больше ходишь — дальше едешь!» А так как по морозцу и не самому мелкому снегу пёхом в городских сапожках прыгать перед Туарегом никому не хотелось, и уже понятно, что маршрут не годен для перегона раллийных болидов, — лучше развернуться.
Но… Но знаете почему настоящие спортсмены становятся настоящими спортсменами? Потому что упрямы. 🙂
— Да вон уже опушка лесопосадки вдоль большака!, — говорят они. — Доползем!
Не прошло минуты с этого обмена мнениями, как вдруг, под левым бортом Volkswagen — ХРЯСЬ!!!
Ох нифига себе шалаш…
Ледок под снегом, на который медленно выкатился наш Volkswagen, треснул по левой стороне, и «корабль» замер с сильным дифферентом на нос и левый борт…
Экипаж покидает его, кто как придется.
Как говорят в авиации, «Есть контакт!». В данном случае — контакт с грунтом по днищу и левому борту. Переднее левое колесо висит в воде, заднее левое — тоже в воде, но немножко опирается на грунт. По правому борту — колеса на грунте.
В этой ситуации обычный домкрат — бесполезен. Даже «Хай-джек», специальный, внедорожный, если бы и был, то никак не установишь, не повредив кузов автомобиля. Даже пневматический, в виде баллона, подсунешь только в том случае, если удастся сколоть лед по левому борту.
Чтобы не просто озадаченно чесать репу, а с толком — беремся за лопату, чтобы отгрести снег-лед от борта, и оценить ситуацию внимательнее.
Моя оценка неутешительна: наш Touareg прочно сидит на грунте, свободно вращая левыми передним и задним колесами. Глубина под передним левым слишком большая, чтобы зацепиться. Поднять машину, чтобы наложить под колеса бревен из леска, и выехать — нечем.
Браславские бобры — это серьезно! Мы это установили абсолютно точно, изучая окружающую наш накренившийся Volkswagen обстановку. Это они «нагрызли» запруду у соседнего ручья, чтобы поднять его уровень. И излишки воды проторили себе дорогу через эту полевую тропку. Подо льдом и снегом. Хотя, конечно, если бы экипаж послушался, то мы бы этого удивительного эффекта не узнали.
Кстати и не факт, что если бы я пошел перед машиной, как хотел, то мне удалось бы обнаружить этот эффект. Снаружи — никаких признаков! Все под снегом!
И я — легкий. Когда я свободно прошел участок льда перед Туарегом — ни скрипа, ни характерного потрескивания. А вот Александр, который кило на сорок меня тяжелее — провалился. Слава Богу, что одной ногой.
Хорошо что Иван, управлявший Туарегом, знаком не только с раллийной техникой, но и внедорожной. И… со мной. Ага. 🙂 И потому несмотря на желание спортсменов-раллистов «проскочить побыстрее», послушался, и соблюдал Второе правило езды по бездорожью: — «Двигайтесь медленно настолько, насколько это возможно. И настолько быстро, насколько это жизненно необходимо!»
Если бы мы ввалились на этот лед на хорошем ходу, при глубине промоины, ориентировочно, чуть выше колена — проблем бы было-о-о-о… Слава Богу, что их не было!
Возвращаемся к делам нашим. Мне — очевидно. Без внешней помощи, а именно хорошей техники, причем не УАЗика какого, а серьезного трактора, потому как снаряженная масса Туарега в две с лишним тонны — не выберешься.
Говорю руководителю: — «Зови трактор, насяльника! Благо связь мобильная работает!»
Но настоящие спортсмены, как уже упоминал, они потому и спортсмены, что упрямы. 🙂 Нет! Сами выберемся!
Ну-ну… И
в ход пошло первое бревно. У бобров местных отобрали. 🙂 Характерный срез под конус, со следами острых бобриных зубов, как зубья финской пилы Husqvarna, тому подтверждение.
Вставляем его под переднее колесо, ход Туарегу — назад, и
Фигушки! А я бурчу себе под нос: — «Ага… Был уже один такой, кто вдвоем-втроем, с помощью палочки-дубиночки двухтонную махину решил поддомкратить.»
Продолжаем изучать предмет «Мазохизм» полным ходом. 🙂 Учебными пособиями служат провалившийся на льду Volkswagen Touareg, а также палки-дубинки различного калибра, подкладываемые под колеса.
Вот и второе бревнышко у бобров местных отобрали. Ага. 🙂
«э-э-э-эть!!!» — говорить вежливый и тактичный Андрей.
«И-и-и-и-ить!!! Етить его в тудыть и растудыть!!!» — грю я. 🙂 А результат — прежний. Полное его отсутствие. Touareg по прежнему «во льдах».
Так, в занятиях по углубленному изучению дисциплины «Мазохизм» прошло около двух с полтиной часов. И наши упорные спортсмены призадумались. 🙂
«Да-а-а-а…» — сказал руководитель экспедиции, — «надо вызывать трактор». Отличная идея!!! 🙂
И позвонил. Благо связь есть. А так как он далеко не первый раз в этих краях, то с о-о-о-чень многими хорошими местными, скорыми на помощь людьми, близко знаком. Он и сам такой, на самом деле. А упорство в принятых решениях — это спорт. Не упорные, и не упрямые, в нем успеха не добиваются.
И буквально через минут сорок, как он позвонил, приехал толковейший дядько на фронтальном погрузчике, которому не пришлось долго объяснять, как нужно, с осторожностью, да аккуратностью. Грунты здешние коварны, бобры местные — серьезны! И потому ему оказывать такую помощь не в редкость.
Итак, трос — натянут, задняя — включена. Пошли! И наш Touareg ме-е-е-едленно и аккуратненько выдернут из плена.
Поблагодарив хорошего человека, мы выбрались на дорогу по своим же следам. Назад. Да и работу нужно заканчивать.
Эта ловушка привязана к карте, новые маршруты для СУ+перегон — выбран. Нам осталось только проехать, «прописаться»,
Определить зрительские зоны, наиболее интересные и безопасные, чтобы увидеть полет раллийных машин.
И, не спеша, спокойно и без приключений, мы добрались в Минск поздним вечером вторника.
Вот так оно всё и былО.
PS
С утра среды, 16-го, я очень нервничал. Цел ли остался Volkswagen Touareg после этого приключения? И жалко такую замечательную технику, и перед коллегами из автоцентра «Атлант-М Сухарево» неудобно было бы, вне зависимости от того, кто решения на борту принимал…
Еще во вторник исползал вокруг и под машиной сам, подняв её на подвеске на самый максимум. Вроде — целёхонька. И в среду, с утра, на бугорок закатился, поднял, посмотрел — цела… Сдавая машину коллегам на автоцентр, я естественно, все доложил… И с нетерпением стал ждать результата осмотра.
Через некоторое время раздается звонок Владимира Бондарчука из «Атлант-М Сухарево»: — «Расслабься, коллега! Все осмотрели и подвеску, на всякий случай, «оттрясли». Все ОК. Цела машина. Как говорится, продолжаем работать.»
Ф-ф-ф-фух!!!! Как гора с плеч.
И еще комплимент в адрес нового Volkswagen Touareg: Молодец-машина! Отлично выдержала настоящую, а не «игрушечную» проверку боем. Крепкое немецкое железо!
Фото автора и Ивана Кришкевича, «Автобизнес»
Оставить комментарий